Что такое дисграфия?Как только ребенок идет в школу, родители могут заметить у него серьезное отклонение – дисграфию. Эта проблема проявляется тем, что ребенку трудно грамотно писать или правильно читать. Малыш может отлично разбираться в математике и осваивать с легкостью различные предметы, но с правописанием у него будут серьезные проблемы.


Дисграфия является патологией, которая возникает на фоне психологических проблем. Поэтому психотерапевты считают ее заболеванием. Как бы малыш не старался, он все равно будет писать слова с ошибками. В более тяжелых случаях дети вовсе не могут освоить письменную речь. Такое расстройство называется «аграфией». Очень часто вместе с дисграфией возникает и дислексия – частичное нарушение способности проговаривать правильно слова во время чтения. Все эти проблемы чаще всего связаны с невнимательностью, с особенностями пространственного восприятия, со зрительной памятью.

Нарушение грамотного правописания нередко сопровождается дизорфографией, которая означает, что ребенку не свойственно запоминать правила правописания и применять их на практике. Все вышеописанные отклонения относятся к психологическим расстройствам, при которых ребенок считается абсолютно нормальным и здоровым человеком.

Немного о дисграфии

Чаще всего дисграфия встречается у мальчиков, чем у девочек. Как показывает практика и исследования, проведенные во многих школах, дисграфией и дислексией страдает около 8% школьников по всему миру. Это достаточно большое количество детей. Поэтому родители должны внимательно следить за успеваемостью своего ребенка и в случае необходимости оказать ему помощь.

Некоторые психотерапевты утверждают, что дисграфия передается по наследству. Поэтому если ребенок генетически предрасположен к невосприятию информации, то об этом учителя или психологи обязательно должны сообщить родителям малыша. Очень часто выясняется, что у родителей ребенка также были проблемы с правописанием.

При наличии данной патологии ребенок испытывает трудности в обучении с первого класса, ведь ему с трудом дается овладение навыками правописания. Особенно сложно писать под диктовку. И если ребенок будет писать диктант, то он будет содержать много ошибок. Кроме грамматических ошибок дети с дисграфией очень часто игнорируют написание заглавных букв, тире, запятых и прочих знаков препинания. Чаще всего у таких детей очень плохой почерк.

Из-за этого недостатка у ребенка появляются проблемы с учебой. Учителя часто делают замечания и ставят плохие оценки, родители ругают дома, одноклассники насмехаются. Все это длится из года в год и не лучшим образом сказывается на психическом состоянии ребенка. В результате ребенок может стать замкнутым в себе, агрессивным. Некоторые дети начинают прогуливать уроки, чтобы избежать насмешек и упреков. Со временем такие дети становятся изгоями общества и социопатами.

Из-за таких проблем люди с дисграфией могут вырасти отшельниками. Они будут стараться избегать письменной работы, лишних контактов с людьми. Им будет сложно написать сочинение или даже подписать поздравительную открытку.

Как распознать дисграфию

Эту патологию распознать очень легко. Не стоит с самого начала учебного года беспокоиться за ребенка, если он пишет безграмотно. Возможно, он просто еще не освоил правила русского языка и орфографию. Беспокоиться стоит начинать в середине или под конец учебного года. Если к этому моменту ребенок путает похожие буквы «З» с «Э», «Р» с «Ь», «Ш» с «Щ», то это повод насторожиться.

Обычно дети с дисграфией пишут очень медленно и у них ужасный почерк. Чтобы понять, почему так происходит, нужно изучить ребенка издалека. Все мы знаем, что у человека три типа слуха:

  • физический – благодаря ему мы слышим шум природы (шум воды, дождя, листьев, грома, жужжание насекомых, стук колес, движение машин, самолетов и так далее);
  • музыкальный – благодаря ему мы можем напевать любимые песни и наслаждаться музыкой;
  • речевой – помогает усваивать речь.

Стоит отметить, что у человека может быть развит отлично музыкальный и физический слух, но при этом речевой может быть вовсе неразвитым. Чаще всего у детей, которые пишут с ошибками, нарушен слух. Поэтому ему очень непросто научиться одновременно читать и писать правильно. Ребенок может хорошо читать, но при этом делать серьезные ошибки в письме. А все потому что он плохо различает звуки. Из-за этого задача усложняется, ведь нужно не только уловить звук, но и написать его правильно на бумаге.

Учителям непросто приходится с такими детками. Ведь они часто путают буквы в словах и могут написать вместо слова «дочка» слово «точка». Из-за этого не только нарушится предложение, но и потеряется его смысл.

Нередко дети с дисграфией не справляются с грамматикой, но отлично рисуют и преуспевают в других дисциплинах. Чтобы понять наверняка, есть ли у ребенка эта патология, родители должны показать его психотерапевтам и логопедам. Психотерапевт может попросить показать тетрадь ребенка. Если в тетради есть зеркальное написание букв, то это может указывать на то, что у ребенка скрытая форма левши.

Что может спровоцировать развитие дисграфии?

Дисграфия – эта серьезная патология, которая коснулась многих людей. Однако до сих пор врачи и психотерапевты так и не смогли выяснить истинную причину, по которой люди страдают от данного расстройства. Многие врачи все же склоняются к тому, что дисграфия является наследственным заболеванием. Однако некоторые факторы также могут спровоцировать развитие этой патологии.

Факторы, провоцирующие развитие дисграфии:

  • генетическая предрасположенность;
  • незрелость головного мозга;
  • частые простудные заболевания у ребенка;
  • травмы головы;
  • роды с осложнениями;
  • тяжелое протекание беременности;
  • плохая и неправильная речь в семье;
  • перенесенные инфекционные заболевания;
  • редкое общение с ребенком;
  • общение в семье на нескольких языках одновременно;
  • раннее и напористое обучение ребенка по развивающим методикам;
  • нехватка зрительных образов: книжек, картинок и так далее;
  • отсутствие психологической подготовки ребенка к школе.

Как помочь ребенку, страдающему дисграфией?

Многие психотерапевты убеждены, что от дисграфии можно избавиться или же улучшить правописание. Поэтому родители должны серьезно подойти к решению этой проблемы и заняться ребенком.

Вот одно из эффективных упражнений, которое нужно делать постоянно. Родители должны внимательно перечитывать написанные ребенком конспекты и подчеркивать, а также зачеркивать в них определенные буквы, которые малыш путает или пишет неправильно чаще всего. Это поможет ребенку развить зрительную память. Также ребенок сможет проанализировать свои действия и проговорить буквы вслух.

Предлагайте ребенку переписывать как можно больше текстов. Чтобы малыш как можно скорее запомнил буквы, предложите ему картинки, на которых изображены предметы и буквы.

Ни в коем случае не ругайте ребенка, если у него не будет получаться. Наоборот, поддерживайте его и хвалите даже при малейших успехах. Профилактики против дисграфии нет. Но эту патологию можно выявить на ранних стадиях. Лучше всего, если это будет сделано до похода в школу.

В группу риска попадают детки, которые:

  • растут в семьях, где говорят на нескольких языках;
  • пишут левой рукой или переучивались писать другой рукой;
  • неправильно воспринимают звуки;
  • плохо концентрируются и имеют плохую память.

Самостоятельно справиться с этой проблемой сложно. Поэтому стоит подключить психологов и логопеда. Также очень важно заниматься с ребенком как можно больше времени, тренировать слух и речь, память, концентрацию внимания и прочие качества.