Дисграфия
является патологией, которая возникает на фоне психологических проблем. Поэтому
психотерапевты считают ее заболеванием. Как бы малыш не старался, он все равно
будет писать слова с ошибками. В более тяжелых случаях дети вовсе не могут
освоить письменную речь. Такое расстройство называется «аграфией». Очень часто
вместе с дисграфией возникает и дислексия – частичное нарушение способности
проговаривать правильно слова во время чтения. Все эти проблемы чаще всего
связаны с невнимательностью, с особенностями пространственного восприятия, со
зрительной памятью.
Нарушение
грамотного правописания нередко сопровождается дизорфографией, которая
означает, что ребенку не свойственно запоминать правила правописания и
применять их на практике. Все вышеописанные отклонения относятся к
психологическим расстройствам, при которых ребенок считается абсолютно
нормальным и здоровым человеком.
Немного о
дисграфии
Чаще
всего дисграфия встречается у мальчиков, чем у девочек. Как показывает практика
и исследования, проведенные во многих школах, дисграфией и дислексией страдает
около 8% школьников по всему миру. Это достаточно большое количество детей.
Поэтому родители должны внимательно следить за успеваемостью своего ребенка и в
случае необходимости оказать ему помощь.
Некоторые
психотерапевты утверждают, что дисграфия передается по наследству. Поэтому если
ребенок генетически предрасположен к невосприятию информации, то об этом
учителя или психологи обязательно должны сообщить родителям малыша. Очень часто
выясняется, что у родителей ребенка также были проблемы с правописанием.
При
наличии данной патологии ребенок испытывает трудности в обучении с первого
класса, ведь ему с трудом дается овладение навыками правописания. Особенно сложно
писать под диктовку. И если ребенок будет писать диктант, то он будет содержать
много ошибок. Кроме грамматических ошибок дети с дисграфией очень часто
игнорируют написание заглавных букв,
тире, запятых и прочих знаков препинания. Чаще всего у таких детей очень плохой
почерк.
Из-за
этого недостатка у ребенка появляются проблемы с учебой. Учителя часто делают
замечания и ставят плохие оценки, родители ругают дома, одноклассники
насмехаются. Все это длится из года в год и не лучшим образом сказывается на
психическом состоянии ребенка. В результате ребенок может стать замкнутым в
себе, агрессивным. Некоторые дети начинают прогуливать уроки, чтобы избежать
насмешек и упреков. Со временем такие дети становятся изгоями общества и
социопатами.
Из-за
таких проблем люди с дисграфией могут вырасти отшельниками. Они будут стараться
избегать письменной работы, лишних контактов с людьми. Им будет сложно написать
сочинение или даже подписать поздравительную открытку.
Как распознать
дисграфию
Эту
патологию распознать очень легко. Не стоит с самого начала учебного года
беспокоиться за ребенка, если он пишет безграмотно. Возможно, он просто еще не
освоил правила русского языка и орфографию. Беспокоиться стоит начинать в
середине или под конец учебного года. Если
к этому моменту ребенок путает похожие буквы «З» с «Э», «Р» с «Ь», «Ш» с «Щ»,
то это повод насторожиться.
Обычно дети с дисграфией пишут очень медленно и у них ужасный почерк. Чтобы понять, почему так происходит, нужно изучить ребенка издалека. Все мы знаем, что у человека три типа слуха:
- физический – благодаря ему мы слышим шум природы (шум воды, дождя, листьев, грома, жужжание насекомых, стук колес, движение машин, самолетов и так далее);
- музыкальный – благодаря ему мы можем напевать любимые песни и наслаждаться музыкой;
- речевой – помогает усваивать речь.
Стоит
отметить, что у человека может быть развит отлично музыкальный и физический
слух, но при этом речевой может быть вовсе неразвитым. Чаще всего у детей,
которые пишут с ошибками, нарушен слух. Поэтому ему очень непросто научиться
одновременно читать и писать правильно. Ребенок может хорошо читать, но при
этом делать серьезные ошибки в письме. А все потому что он плохо различает
звуки. Из-за этого задача усложняется, ведь нужно не только уловить звук, но и
написать его правильно на бумаге.
Учителям
непросто приходится с такими детками. Ведь они часто путают буквы в словах и могут
написать вместо слова «дочка» слово «точка». Из-за этого не только нарушится предложение,
но и потеряется его смысл.
Нередко
дети с дисграфией не справляются с грамматикой, но отлично рисуют и преуспевают
в других дисциплинах. Чтобы понять наверняка, есть ли у ребенка эта патология,
родители должны показать его психотерапевтам и логопедам. Психотерапевт может
попросить показать тетрадь ребенка. Если в тетради есть зеркальное написание
букв, то это может указывать на то, что у ребенка скрытая форма левши.
Что может
спровоцировать развитие дисграфии?
Дисграфия
– эта серьезная патология, которая коснулась многих людей. Однако до сих пор
врачи и психотерапевты так и не смогли выяснить истинную причину, по которой
люди страдают от данного расстройства. Многие врачи все же склоняются к тому,
что дисграфия является наследственным заболеванием. Однако некоторые факторы
также могут спровоцировать развитие этой патологии.
Факторы, провоцирующие развитие дисграфии:
- генетическая предрасположенность;
- незрелость головного мозга;
- частые простудные заболевания у ребенка;
- травмы головы;
- роды с осложнениями;
- тяжелое протекание беременности;
- плохая и неправильная речь в семье;
- перенесенные инфекционные заболевания;
- редкое общение с ребенком;
- общение в семье на нескольких языках одновременно;
- раннее и напористое обучение ребенка по развивающим методикам;
- нехватка зрительных образов: книжек, картинок и так далее;
- отсутствие психологической подготовки ребенка к школе.
Как помочь
ребенку, страдающему дисграфией?
Многие
психотерапевты убеждены, что от дисграфии можно избавиться или же улучшить правописание.
Поэтому родители должны серьезно подойти к решению этой проблемы и заняться
ребенком.
Вот
одно из эффективных упражнений, которое нужно делать постоянно. Родители должны
внимательно перечитывать написанные ребенком конспекты и подчеркивать, а также
зачеркивать в них определенные буквы, которые малыш путает или пишет
неправильно чаще всего. Это поможет ребенку развить зрительную память. Также ребенок
сможет проанализировать свои действия и проговорить буквы вслух.
Предлагайте
ребенку переписывать как можно больше текстов. Чтобы малыш как можно скорее
запомнил буквы, предложите ему картинки, на которых изображены предметы и
буквы.
Ни
в коем случае не ругайте ребенка, если у него не будет получаться. Наоборот,
поддерживайте его и хвалите даже при малейших успехах. Профилактики против
дисграфии нет. Но эту патологию можно выявить на ранних стадиях. Лучше всего,
если это будет сделано до похода в школу.
В группу риска попадают детки, которые:
- растут в семьях, где говорят на нескольких языках;
- пишут левой рукой или переучивались писать другой рукой;
- неправильно воспринимают звуки;
- плохо концентрируются и имеют плохую память.
Самостоятельно
справиться с этой проблемой сложно. Поэтому стоит подключить психологов и
логопеда. Также очень важно заниматься с ребенком как можно больше времени,
тренировать слух и речь, память, концентрацию внимания и прочие качества.
Отзывы