Нарушение слуха – это распространенная патология среди всего населения планеты. Частота ее встречаемости постоянно растет, а наибольший темп роста наблюдается в последние десятилетия. Своевременная диагностика тугоухости и глухоты является актуальным вопросом в медицине и в социологии, так как от качества слуха ребенка зависят его речевые способности. Но как определить проблемы со слухом у новорожденного?
Проблемы со слухом: диагностика
Первая оценка слуха ребенка дается педиатром или оториноларингологом на основе опроса родителей.
В возрасте до 4 месяцев при нормальном развитии слуха малыш должен пробуждаться, вздрагивать, плакать при неожиданном громком звуке.
В 4-7 месяцев ребенок должен делать попытки повернуться к источнику звука. Следует наблюдать за характером его голоса.
Ребенок 7-9 месяцев в норме должен определять источник звука.
В 9-12 месяцев ребенок должен локализовать звук вне его поля зрения, у него должны появляться речевые звуки.
В 1-2 года - следует обратить внимание на способность малыша слышать речь, не видя говорящего. Следует наблюдать за его ответными звуками, словарным запасом.
Для определения поведенческих реакций при исследовании слуха у новорожденных (до 1 года) используют звучащие игрушки, звукореактометр, воспроизводящий прерывистые звуки одинаковой частоты, широкополосный и узкополосный шумы разной степени интенсивности.
Ребенок реагирует различными реакциями: безусловным ориентировочным рефлексом (рефлекс Моро) - раскидывает руки и делает обнимающие движения; «застыванием» или замиранием тела; гримасами лица (зажмуривает глаза, нахмуривает брови); широким открыванием глаз; поворотом головы к источнику звука или наоборот от него; легкой дрожью по телу при пробуждении; сосательными движениями; изменением ритма пульса, дыхания, и др.
Особое значение отводится трем типам ответов: слуху (то есть поведению в ответ на звуковой сигнал), слушанию (повороту в сторону звука, прислушиванию) и рефлекторным реакциям.
Исследование новорожденных проводится врачом в период легкого сна (1 час до или после кормления). Ребенка укладывают на твердый матрас так, чтобы голова лежала прямо и свободно, руки и ноги были свободными. Затылочный бугор мешает новорожденному ребенку поворачивать голову, поэтому после того, как он повернет голову на звук, следует уложить ее снова на затылок. Тест начинают стимуляцией правого уха, потом левого. Это связано с тем, что большинство детей реагируют на звук чаще правым ухом. Положительной считается реакция, если ребенок 3 раза дает ответную реакцию на звук. Эта методика позволяет определить, слышит малыш или нет. У детей от 7 месяцев и старше двигательная реакция должна быть относительно быстрой. Для малышей старше 10 месяцев в методике применяют тональные посылки и шумовые сигналы. Поворот головы в направлении звука должен быть быстрым. При односторонней потере слуха малыш поворачивается только в сторону здорового уха, невзирая на расположение источника звука.
Аудиологическое обследование
Проводится в сурдологопедическом центре при подозрении на снижение качества слуха следующими методами:
Акустическая импедансометрия. Регистрирует показатель акустической проводимости или сопротивления звукопроводящего аппарата системы слуха. При этом записывается тимпанограмма и акустический рефлекс. Этот метод позволяет определить новорожденного тугоухость и определить ее характер.
Вызванная отоакустическая эмиссия (ВОАЭ). Этот метод применяют при скриннинге новорожденных и малышей первых лет жизни. ВОАЭ - это регистрация весьма слабых звуковых колебаний в наружном слуховом проходе с помощью высокочувствительного микрофона. Записываемые звуковые колебания генерируются внутренним ухом в ответ на стимуляцию звуком.
Компьютерная аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам. Метод основан на регистрации биопотенциалов слуховой системы, появляющихся при акустической стимуляции органов слуха. Этим методом определяется объективный порог слуха. Исследование слуха у новорожденного, имеющего факторы риска по глухоте и тугоухости, должно проводиться двумя-тремя методами.
Отзывы