Как преодолеть заикание с помощью спонтанной речиСпонтанная речь — значит самопроизвольная. Этим термином в логопедической практике обозначается последний и очень важный этап преодоления заикания. Предыдущие занятия, если они проводились терпеливо и правильно, подготовили ребенка к тому, чтобы он мог свободно говорить уже и вне занятий. Важно, чтобы он стремился к этому, преодолевал страх перед речью, который нередко присущ заикающимся детям.

Помощь ребенку со стороны взрослых сводится на этом этапе в основном к контролю. Следует внимательно прислушиваться, как он говорит, напоминать уже известные ему правила, поощрять за хорошую речь.

Занятия еще следует проводить, но их назначение теперь — закреплять приобретенные навыки, напоминать о необходимости следить за своей речью. Те виды речи, которые ребенок хорошо освоил, применяются как своего рода «речевая зарядка».

Осторожно направляя разговор в нужное русло, руководитель должен дать ребенку возможность самостоятельно выразить свои мысли, чувства, не забывая при этом о необходимости говорить правильно.

Необходимо шире использовать импровизированные игры, воспроизводящие ситуации повседневной жизни ребенка. Дети охотно участвуют в таких эмоциональных играх. Важно только следить, чтобы они, увлекшись, не забывали говорить правильно. Ведь задача и состоит в том, чтобы приучить ребенка пользоваться правильной речью уже не только в спокойной, «камерной» обстановке занятий, но и при любых обстоятельствах.

Предварительные репетиции, а затем и удачные выступления ободряют ребенка, рождают желание и дальше работать над своей речью. Но, конечно, необходимо тщательно, не спеша готовить такие выступления, чтобы уберечь ребенка от неудачи и всех связанных с ней огорчений.

Сначала порепетируйте с ним вдвоем, затем — с участием сверстников или взрослых: если все получается хорошо, можно устроить выступление на семейном празднике, пригласив гостей, и, наконец, в детском саду.

Если в семье есть магнитофон, он может стать хорошим помощником в занятиях. Запись речи ребенка и последующее ее воспроизведение служат, прежде всего, для того, чтобы обсудить с ним, как он говорил, соблюдал ли неторопливый темп, говорил ли достаточно громко и выразительно, понятно ли излагал свою мысль.

Методика занятий проста. Ребенок выступает с определенным текстом перед микрофоном (отдельные фразы, пересказ, рассказ, короткое стихотворение), затем сам анализирует свое выступление; какими были темп, голос, выразительность. Отмечает и хорошее, и неправильное. После этого его речь воспроизводят и уже теперь совместно с ним снова обсуждают.

Конечно, очень важно услышать самого себя со стороны. Но важно и уметь объективно оценивать собственную речь. Обсуждение прослушанной записи помогает такой оценке.

Занятия удобно проводить в заключение какого-либо периода, когда ребенок уже достаточно свободно пользуется определенным видом речи: ответы на вопросы, пересказ, рассказ, спонтанная речь.

Магнитофон можно использовать и для того, чтобы стимулировать ребенка, убедительно продемонстрировать ему, как улучшается его речь. Работа с магнитофоном повышает ответственность ребенка за свою речь, активизирует его внимание и наблюдательность, помогает поверить в свои силы и положительный результат занятий.

Учтите, однако, что применение магнитофона требует осторожности. Представьте себе, какую психическую травму получит ребенок, если вы будете записывать на пленку его судорожную речь, а затем давать ему слушать! Следовательно, запись можно проводить лишь тогда, когда достигнуты определенные успехи в овладении тем или иным материалом. Каждое выступление перед микрофоном следует предварительно хорошо продумать и отрепетировать.

Спонтанная речь — последний этап преодоления заикания.

Логопедические кабинеты для подростков и взрослых, как правило, создаются при психоневрологических диспансерах. В старшем возрасте заикание обычно уже принимает стойкий характер, «обрастает» сопутствующими расстройствами, а потому устраняется значительно труднее и несколько иными методами, чем у детей. В этих случаях намного возрастает роль психотерапии, роль собственных волевых усилий.

Хочется еще раз напомнить: не ждите, что заикание у ребенка с возрастом пройдет само собой! Принимайте меры не откладывая. Чем раньше начато лечение, тем вернее успех, тем меньше огорчений испытает ребенок.