Спонтанная речь — значит самопроизвольная. Этим термином в
логопедической практике обозначается последний и очень важный этап преодоления
заикания. Предыдущие занятия, если они проводились терпеливо и правильно,
подготовили ребенка к тому, чтобы он мог свободно говорить уже и вне занятий.
Важно, чтобы он стремился к этому, преодолевал страх перед речью, который
нередко присущ заикающимся детям.
Помощь ребенку со стороны взрослых сводится на этом этапе в
основном к контролю. Следует внимательно прислушиваться, как он говорит,
напоминать уже известные ему правила, поощрять за хорошую речь.
Занятия еще следует проводить, но их назначение теперь —
закреплять приобретенные навыки, напоминать о необходимости следить за своей
речью. Те виды речи, которые ребенок хорошо освоил, применяются как своего рода
«речевая зарядка».
Осторожно направляя разговор в нужное русло, руководитель
должен дать ребенку возможность самостоятельно выразить свои мысли, чувства, не
забывая при этом о необходимости говорить правильно.
Необходимо шире использовать импровизированные игры,
воспроизводящие ситуации повседневной жизни ребенка. Дети охотно участвуют в
таких эмоциональных играх. Важно только следить, чтобы они, увлекшись, не
забывали говорить правильно. Ведь задача и состоит в том, чтобы приучить
ребенка пользоваться правильной речью уже не только в спокойной, «камерной»
обстановке занятий, но и при любых обстоятельствах.
Предварительные репетиции, а затем и удачные выступления
ободряют ребенка, рождают желание и дальше работать над своей речью. Но,
конечно, необходимо тщательно, не спеша готовить такие выступления, чтобы
уберечь ребенка от неудачи и всех связанных с ней огорчений.
Сначала порепетируйте с ним вдвоем, затем — с участием
сверстников или взрослых: если все получается хорошо, можно устроить
выступление на семейном празднике, пригласив гостей, и, наконец, в детском
саду.
Если в семье есть магнитофон, он может стать хорошим
помощником в занятиях. Запись речи ребенка и последующее ее воспроизведение
служат, прежде всего, для того, чтобы обсудить с ним, как он говорил, соблюдал
ли неторопливый темп, говорил ли достаточно громко и выразительно, понятно ли
излагал свою мысль.
Методика занятий проста. Ребенок выступает с определенным
текстом перед микрофоном (отдельные фразы, пересказ, рассказ, короткое
стихотворение), затем сам анализирует свое выступление; какими были темп,
голос, выразительность. Отмечает и хорошее, и неправильное. После этого его речь
воспроизводят и уже теперь совместно с ним снова обсуждают.
Конечно, очень важно услышать самого себя со стороны. Но
важно и уметь объективно оценивать собственную речь. Обсуждение прослушанной
записи помогает такой оценке.
Занятия удобно проводить в заключение какого-либо периода,
когда ребенок уже достаточно свободно пользуется определенным видом речи:
ответы на вопросы, пересказ, рассказ, спонтанная речь.
Магнитофон можно использовать и для того, чтобы
стимулировать ребенка, убедительно продемонстрировать ему, как улучшается его
речь. Работа с магнитофоном повышает ответственность ребенка за свою речь,
активизирует его внимание и наблюдательность, помогает поверить в свои силы и
положительный результат занятий.
Учтите, однако, что применение магнитофона требует
осторожности. Представьте себе, какую психическую травму получит ребенок, если
вы будете записывать на пленку его судорожную речь, а затем давать ему слушать!
Следовательно, запись можно проводить лишь тогда, когда достигнуты определенные
успехи в овладении тем или иным материалом. Каждое выступление перед микрофоном
следует предварительно хорошо продумать и отрепетировать.
Спонтанная речь — последний этап преодоления заикания.
Логопедические кабинеты для подростков и взрослых, как
правило, создаются при психоневрологических диспансерах. В старшем возрасте
заикание обычно уже принимает стойкий характер, «обрастает» сопутствующими
расстройствами, а потому устраняется значительно труднее и несколько иными
методами, чем у детей. В этих случаях намного возрастает роль психотерапии, роль
собственных волевых усилий.
Хочется еще раз напомнить: не ждите, что заикание у ребенка
с возрастом пройдет само собой! Принимайте меры не откладывая. Чем раньше
начато лечение, тем вернее успех, тем меньше огорчений испытает ребенок.
Отзывы