Работоспособность в течение дняСпособность работать, творить, двигаться, действовать, как и всякие другие способности человека, развивается постепенно, на протяжении долгих лет. И многое зависит от условий, в которых он растет и воспитывается. Поэтому у разных людей работоспособность различна. Но даже и у одного человека она не бывает всегда одинаковой, постоянной.


Работоспособность меняется на протяжении суток. С утра, когда человек только проснулся, его работоспособность невелика.

Процесс вхождения в рабочий день иногда длится довольно долго, но его можно ускорить утренней гимнастикой. Именно в процессе утренней зарядки в мозг поступает поток нервных импульсов от многочисленных воспринимающих аппаратов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах. Эти импульсы возбуждают нервные центры головного мозга, повышают их работоспособность.

После гимнастики следуют водные процедуры, обтирания, и мозг получит новую порцию нервных импульсов с тепловых и холодовых точек кожи. Они придают бодрость, а бодрость — важное условие высокой работоспособности. Усиливающиеся дыхание и кровообращение ликвидируют застои тканевой жидкости в разных участках тела, повышают интенсивность окислительных процессов в организме, обмена веществ и энергии.

Часто говорят: аппетит приходит во время еды. Это верно лишь отчасти, потому что аппетит мы ощущаем, когда нет еды, когда голодны. А вот работоспособность действительно приходит во время работы. Работа — первейшее условие повышения работоспособности. Это точно установлено и хорошо изучено физиологами, занимающимися исследованием трудовых процессов, спортивной тренировки.

Производительность труда в начале рабочего дня, смены, как правило, еще относительно невысока. Но постепенно она возрастает, достигая какого-то стабильного высокого уровня, когда заканчивается так называемый процесс врабатывания.

Педагоги, например, хорошо знают, что первый урок учащиеся воспринимают несколько хуже, чем второй. В начале урока почти всегда проводится опрос, который представляет собой не только повторение пройденного, но и способствует более успешному врабатыванию учеников.

Пианист начинает свой сольный концерт обычно с менее трудных произведений. И лишь «разыгравшись», он переходит затем к сложным. Ученый в начале работы просматривает материалы, рукописи, корреспонденцию, приводит в порядок свои бумаги, а затем уже приступает к творческому процессу, требующему максимальной сосредоточенности.

Непродолжительные, разнообразные физические упражнения до начала смены или занятий повышают работоспособность и сокращают время врабатывания.

Проходит какое-то время, и организм полностью включается в рабочий ритм. Теперь задача заключается в том, чтобы как можно дольше сохранить работоспособность на высоком уровне.

Заметно снижают работоспособность неблагоприятные факторы внешней среды. Запыленность воздуха, вредные примеси, различные запахи, очень высокая или очень низкая температура, повышенная влажность, отсутствие движения воздуха или, наоборот, сильные сквозняки, недостаточное освещение — все это мешает производительности труда. Борьба за высокую работоспособность — в первую очередь борьба за улучшение условий труда. А как мешают работе плохая организация труда, вынужденные простои, плохой инструмент, беспорядок на рабочем месте, неудобная мебель, нездоровые отношения в коллективе! Очень важно также, чтобы работа вызывала положительные эмоции у человека, доставляла ему удовольствие, чтобы она заинтересовывала своим результатом, пользой, своей общественной значимостью и творческим содержанием.

Поистине врагом работоспособности считается утомление. Но работоспособность может быть снижена и по той причине, что человек недоспал или голоден, что ему жарко или холодно и т. д. Конечно, утомление может наступать даже при самых благоприятных внешних условиях, когда работа трудна и продолжительна. Поэтому борьба с преждевременным утомлением — это, прежде всего правильная организация самой работы. Пути здесь самые различные.

Физиологи исследуют различные нагрузки при физическом труде, разрабатывают меры, позволяющие избежать чрезмерных мышечных усилий. Современная техника научных исследований позволяет изучать функции сердца, мышц, мозга человека, который выполняет ту или иную работу. Как известно, деятельность любого нашего органа сопровождается электрическими явлениями. С помощью специальных приборов физиологи записывают электрические потенциалы сердца (электрокардиография), мышц (электромиография), мозга (электроэнцефалография). Часто при этом используется принцип радиотелеметрии: электрические сигналы от датчиков, наложенных на область сердца, мышц, участки черепа, поступают в миниатюрную радиостанцию, которая помещается в небольшой сумке за спиной рабочего. Затем радиосигналы улавливаются на расстоянии соответствующими приемниками. Такие методы исследования позволяют сравнивать степень тяжести и напряженности различных видов труда, определять ритм в работе, время наступления утомления, намечать наиболее целесообразные перерывы в труде.

Рабочие паузы отнюдь не должны означать полную бездеятельность. Сейчас едва ли кого-нибудь следует убеждать в пользе физкультурной паузы. Она необходима не только людям умственного труда, но и тем, кто, выполняя физическую работу, во время смены длительно сохраняет одну и ту же позу, совершает однообразные операции. Короткая производственная гимнастика снижает утомление, повышает работоспособность.

Вынослив тот, кто может работать долго, не снижая своей работоспособности, трудиться упорно, не боясь при этом устать. Вынослив рабочий, который на протяжении всей смены не снижает производительности труда. Вынослив спортсмен, преодолевающий громадные дистанции в марафонском беге, лыжных гонках и показывающий при этом высокий спортивный результат. Вынослив музыкант-исполнитель, ведущий сольный концерт. Вынослив ученый, занятый многочасовым экспериментом, требующим максимального напряжения внимания.