Школьный возраст — не только пора формирования характера. В
значительной мере это и время становления организма, совершенствования его
функций.
Обстановка в школе, режим труда и отдыха, сам процесс
обучения — все это накладывает свой отпечаток на физическое и психическое
развитие ребенка. Детский организм особенно податлив, он чутко реагирует на
различные воздействия внешней среды. Именно эта особенность открывает широкие
возможности для укрепления здоровья ребенка, для его тренировки, закаливания,
преодоления тех или иных врожденных недостатков.
Но если в хороших условиях растущий организм можно
«улучшить», то в плохих его нетрудно «испортить».
Мало разве таких случаев, когда в истории развития
12—14-летнего ребенка впервые появляется пометка «сколиоз»?
Первоклассник вошел в школу стройным, пропорционально
развитым. Но на его беду руководители этой школы не позаботились подобрать
парты по росту учеников. Вначале парта оказалась для него высокой, потом он
«вырос» из нее и был вынужден сидеть, согнувшись.
Сотни дней он носил только в правой руке тяжелый портфель и
незаметно для себя и других привыкал клониться вправо. В школе малыша не отучили
носить с собой множество лишних книг и тетрадей и не привили ему простого, но
очень полезного навыка: по дороге в школу нести портфель в одной руке, а
обратно — в другой.
Как показали исследования, процент близоруких детей
возрастает в старших классах. Плохое освещение, неправильная поза ухудшают
зрение.
Много труда и терпения требуется от родителей, от педагогов
для того, чтобы правильно организовать день ученика, создать ему условия для
плодотворной работы и здорового отдыха, добиться того, чтобы соблюдение режима
стало для него жизненной привычкой.
Приученный к определенному распорядку, ребенок сам
просыпается, вовремя встает, не боится проспать и опоздать в школу. Привыкнув
готовить домашние задания в одни и те же часы, он быстро переходит от развлечений
к делу. Родителям не приходится нервничать самим и нервировать его
бесчисленными напоминаниями. Ребенок сам садится за уроки, и его занятия
проходят более успешно, чем у ученика неорганизованного, которому надо еще
«раскачаться», настроить себя, сконцентрировать внимание.
В любых условиях ученику надо выделить постоянный уголок для
занятий и место для ученических принадлежностей. Работать в одной и той же
обстановке легче — скорее появляется необходимая настроенность.
Если ученику приходится заниматься за общим столом, нужно
закрепить за ним хотя бы определенное место и следить за соблюдением правильной
позы. Это особенно важно для учеников начальных классов.
Нормальная высота стола обеспечивает и нормальные условия
для зрения: расстояние от книги до глаз должно составлять примерно 30—40
сантиметров.
На подготовку домашних заданий у первоклассников должно
уходить не более часа, у учеников 2—3 класса — не более полутора—двух, а у
старших — не более трех часов. Почему же дети нередко тратят на домашнюю работу
больше времени? Нам кажется, что частично это объясняется перегрузкой школьных
программ. Немалую роль играет и мастерство педагога. Чем больше знаний даст он
детям во время урока, чем лучше закрепит в их памяти пройденный материал, тем
меньше им придется работать дома...
Подолгу засиживаются за выполнением заданий рассеянные, отвлекающиеся
дети, которые не умеют усидчиво работать. Научить их этому — важная задача
педагогов, родителей, а может быть и школьных врачей.
Ребенок должен заниматься в проветренной комнате. Малышам
каждые 15—20 минут, старшим школьникам каждые 40—45 минут надо устраивать
небольшой перерыв — пройтись по комнате, сделать несколько гимнастических
движений. Можно порекомендовать и так называемый «физиологический стимулятор» —
умыть лицо, шею, уши или только смочить их влажным полотенцем.
При большом разнообразии индивидуальных особенностей высшая
нервная деятельность детей обладает некоторыми общими чертами. Процессы
возбуждения, как правило, у них преобладают над процессами торможения.
Практически это означает, что дети очень подвижны, легко возбудимы, не могут
долго заниматься одним и тем же делом или даже сохранять одну и ту же позу.
Устойчивость внимания у ребят дошкольного и младшего
школьного возраста обычно не превышает 6—7 минут. У старших детей она
возрастает, но все же остается сравнительно небольшой. В этом отношении детям
необходима постоянная тренировка.
Занятия в школе, напряженная умственная работа в течение 4—5
часов, естественно, утомляют учеников. Их организм требует разрядки, движения,
активного физического действия. Такую возможность дают школьникам уроки
физкультуры.
Трудовое воспитание приносит растущему организму огромную
пользу. Однако если методы общего обучения в нашей школе уже разработаны
достаточно хорошо, то в преподавании труда еще далеко не все ясно. Практика
показывает, что в некоторых школах идею трудового воспитания поняли превратно.
На ребят здесь возложена слишком большая нагрузка, им поручают работу, которую
по гигиеническим соображениям они еще не могут выполнять. Не всегда учитывают и
индивидуальные особенности некоторых детей.
Хорошо, когда дети сами следят за чистотой в школе. Это
повышает их ответственность, дает много полезных навыков. Но распределять
обязанности надо разумно.
Мытье полов в классе, например, требует немалых физических
усилий, и такую работу, по нашему мнению, нельзя поручать ученикам первых пяти
классов. А мыть полы в уборных, туалетных комнатах, на лестницах школьники
вообще не должны. Нельзя поручать ученикам и мыть окна — эта работа требует
осторожности, очень в малой степени присущей детям.
Оборудование комнат по труду должно соответствовать
возрастным особенностям детей. Если станок или верстак велик, рассчитан на
взрослого, ребенку трудно работать. Он быстрее устает, да и дело у него не
ладится. Детям трудно управляться с большими пилами, рубанками, лопатами,
ведрами.
Огромные возможности для укрепления здоровья детей таит в
себе сельскохозяйственная практика — труд на свежем воздухе. Но и здесь очень
важно, чтобы дети работали в гигиенических условиях, не были перегружены.
Трудовое воспитание подрастающего поколения имеет не только
педагогическое, нравственное значение. Оно способствует укреплению здоровья
детей, их физической закалке. С самого малого возраста необходимо приучать
детей к самообслуживанию, к труду на общую пользу. Но делать это надо умело,
бережно, разумно, ни на минуту не забывая об особенностях детского организма, о
его возможностях и потребностях. Лучше давать небольшие задания, но требовать
их тщательного выполнения.
Отзывы