Информация о пациенте, на основании которой врач поставил диагноз, может быть передана другому врачу по интернету без каких-либо искажений. Означает ли это, что пациент может обследоваться в больнице Нижнего Новгорода, а на операцию его направит консилиум врачей из Уфы, Орла и Самары и при этом никому не придется никуда выезжать?
Зачем нужна телемедицина
Любой
диагноз - ответственное предположение врача о состоянии здоровья пациента,
которое он делает на основании показаний медицинских приборов и собственных
объективных наблюдений. Профессиональная этика при этом обязывает лечащего
врача зафиксировать результаты обследования в истории болезни так, чтобы на их
основании другой врач-консультант мог сделать собственное заключение.
Чтобы
подтвердить или оспорить диагноз (и назначенное лечение), консультанту зачастую
не требуется личного присутствия пациента, а дополнительное обследование он
вполне может доверить любому другому врачу, лишь бы тот пунктуально
зафиксировал результаты в истории болезни. Так, цитолог с гистологом для
диагноза потребуют снимки и видеозаписи среза или мазка под микроскопом, а
нейрохирург - стандартную выписку, рентгенограммы, томограммы и т.д.
Если до
врача, консультация которого необходима, добираться дорого или вовсе невозможно
(например, пациент нетранспортабелен), почему бы не послать ему копии всех
документов по почте и не подождать ответа? Помешать этому могут лишь сроки
путешествия конверта. Однако сейчас есть возможность перевести все материалы в
электронный вид и за несколько минут переслать по Интернету практически в любую
больницу мира. Консультирующий врач ознакомится с материалами и отправит
заключение обратно тем же путем.
В
интернете появилось множество сайтов, предлагающих консультационные медицинские
услуги по схеме "пациент-врач". Но ни заключения врача, ни врачебной
помощи получить там невозможно - заочное лечение запрещено законом. Объявление
в сети "задайте свой вопрос, и врач вам ответит" лукаво: вам только
порекомендуют врача, к которому следует обратиться.
В
будущем, когда материалы всех медицинских обследований автоматически будут
помещаться в интернет в надлежащей форме, каждая история болезни сама найдет
своих врачей хоть на краю света. А сегодня все, что может сделать пациент,
желающий по Интернету получить медицинскую помощь, это отыскать врача,
который практикует телеконсультации с коллегами.
Эффективна ли телемедицина?
Значительная
часть населения огромной нашей страны не имеет возможности получить
высококвалифицированную врачебную помощь (например, в поселке только один
фельдшер). Эту проблему телемедицина не осилит: помогает-то врач, а не
компьютер. Другое дело, что помощь врача, который держит по Интернету связь с
коллегами, в том числе с узкопрофильными специалистами, может оказаться более
эффективной.
На заре
становления телемедицины многие врачи данное направление воспринимали
настороженно. Но первые же телеконсультации специалистов России и США после
землетрясения в Армении (1988) и взрыва газопровода (1989) в Уфе превзошли все
ожидания: более чем в
половине из 300 случаев был изменен диагноз либо внесены принципиальные
коррективы в тактику лечения. Сегодня возможности новой техники позволяют специалистам
даже виртуально помогать при проведении сложнейших операций в режиме online, находясь в тысячах километров от
пациента.
Европейские
врачи, к примеру, с удовольствием консультируются по Интернету, расценивая это
как возможность повысить квалификацию, а заодно и качество помощи пациенту. К
тому же постоянное обсуждение во врачебном Интернете сложных клинических
случаев, а следовательно, быстрое распространение выработанных методик и
незамедлительное использование клинического опыта ценно не только для
конкретного пациента, но и для системы здравоохранения в целом.
Как это работает
Почти вся
необходимая для телеконсультаций техника - компьютер, сканер, канал выхода в
Интернет - не специальное, а универсальное оборудование, которое нужно любой
больнице. Но одним только оборудованием возможность консультаций не
обеспечивается. Нужно еще уметь его использовать - так, чтобы количество и
качество данных, которые получит консультант, было достаточным для постановки
диагноза.
Сервисы
интернета создавались не для медицинских целей. Чтобы обойти эти недостатки
интернет-технологий, медицинские материалы перед пересылкой нужно привести в
соответствие с национальным стандартом телемедицинских услуг. В этот стандарт
входят форма выписки, комплектность документов, параметры разрешения
сканированной фотографии, глубина цвета, размер видеоролика, степень и метод
компрессии изображения и т.д. Столь же четко должен быть регламентирован
порядок подготовки материалов. Например, на рентгенограмме, в отличие от художественного
снимка, нельзя "наводить красоту" компьютерными методами.
Консультация,
которая проводится по инициативе лечащего врача, для пациента должна быть
бесплатной. Но реально ему приходится полностью оплачивать и работу
консультанта, и интернет-траффик, и амортизацию оборудования - услуга
телеконсультации не входит в реестр услуг системы обязательного медицинского
страхования. Одним из перспективных направлений развития телемедицины считается
организация телеконсультаций по программе добровольного медицинского
страхования. Телемедицина дает право выбора - довольствоваться диагнозом
лечащего врача или иметь возможность (часто за доплату) проконсультироваться с
более знающим коллегой.
Защита от взлома
Медицинская
информация нуждается в защите не меньше коммерческих секретов. Нельзя
допустить, чтобы хакеры торговали фотографиями ягодиц знаменитого пациента до и
после косметической операции. Нельзя дать хакеру возможность подменить
документы на сервере или от имени врача назначить лечение.
Способы
надежной защиты электронных документов от фальсификации существуют. Один из них
- так называемая цифровая подпись, не разрушив которую нельзя изменить или
подменить документ. Проблема в том, что очень немногие врачи владеют сегодня
этой технологией.
Отзывы