Телемедицина – диагностика и лечение на расстоянииИнформация о пациенте, на основании которой врач поставил диагноз, может быть передана другому врачу по интернету без каких-либо искажений. Означает ли это, что пациент может обследоваться в больнице Нижнего Новгорода, а на операцию его направит консилиум врачей из Уфы, Орла и Самары и при этом никому не придется никуда выезжать?


Зачем нужна телемедицина

Любой диагноз - ответственное предположение врача о состоянии здоровья пациента, которое он делает на основании показаний медицинских приборов и собственных объективных наблюдений. Профессиональная этика при этом обязывает лечащего врача зафиксировать результаты обследования в истории болезни так, чтобы на их основании другой врач-консультант мог сделать собственное заключение.

Чтобы подтвердить или оспорить диагноз (и назначенное лечение), консультанту зачастую не требуется личного присутствия пациента, а дополнительное обследование он вполне может доверить любому другому врачу, лишь бы тот пунктуально зафиксировал результаты в истории болезни. Так, цитолог с гистологом для диагноза потребуют снимки и видеозаписи среза или мазка под микроскопом, а нейрохирург - стандартную выписку, рентгенограммы, томограммы и т.д.

Если до врача, консультация которого необходима, добираться дорого или вовсе невозможно (например, пациент нетранспортабелен), почему бы не послать ему копии всех документов по почте и не подождать ответа? Помешать этому могут лишь сроки путешествия конверта. Однако сейчас есть возможность перевести все материалы в электронный вид и за несколько минут переслать по Интернету практически в любую больницу мира. Консультирующий врач ознакомится с материалами и отправит заключение обратно тем же путем.

В интернете появилось множество сайтов, предлагающих консультационные медицинские услуги по схеме "пациент-врач". Но ни заключения врача, ни врачебной помощи получить там невозможно - заочное лечение запрещено законом. Объявление в сети "задайте свой вопрос, и врач вам ответит" лукаво: вам только порекомендуют врача, к которому следует обратиться.

В будущем, когда материалы всех медицинских обследований автоматически будут помещаться в интернет в надлежащей форме, каждая история болезни сама найдет своих врачей хоть на краю света. А сегодня все, что может сделать пациент, желающий по Интернету получить медицинскую помощь, это отыскать врача, который практикует телеконсультации с коллегами.

Эффективна ли телемедицина?

Значительная часть населения огромной нашей страны не имеет возможности получить высококвалифицированную врачебную помощь (например, в поселке только один фельдшер). Эту проблему телемедицина не осилит: помогает-то врач, а не компьютер. Другое дело, что помощь врача, который держит по Интернету связь с коллегами, в том числе с узкопрофильными специалистами, может оказаться более эффективной.

На заре становления телемедицины многие врачи данное направление воспринимали настороженно. Но первые же телеконсультации специалистов России и США после землетрясения в Армении (1988) и взрыва газопровода (1989) в Уфе превзошли все ожидания: более чем в половине из 300 случаев был изменен диагноз либо внесены принципиальные коррективы в тактику лечения. Сегодня возможности новой техники позволяют специалистам даже виртуально помогать при проведении сложнейших операций в режиме online, находясь в тысячах километров от пациента.

Европейские врачи, к примеру, с удовольствием консультируются по Интернету, расценивая это как возможность повысить квалификацию, а заодно и качество помощи пациенту. К тому же постоянное обсуждение во врачебном Интернете сложных клинических случаев, а следовательно, быстрое распространение выработанных методик и незамедлительное использование клинического опыта ценно не только для конкретного пациента, но и для системы здравоохранения в целом.

Как это работает

Почти вся необходимая для телеконсультаций техника - компьютер, сканер, канал выхода в Интернет - не специальное, а универсальное оборудование, которое нужно любой больнице. Но одним только оборудованием возможность консультаций не обеспечивается. Нужно еще уметь его использовать - так, чтобы количество и качество данных, которые получит консультант, было достаточным для постановки диагноза.

Сервисы интернета создавались не для медицинских целей. Чтобы обойти эти недостатки интернет-технологий, медицинские материалы перед пересылкой нужно привести в соответствие с национальным стандартом телемедицинских услуг. В этот стандарт входят форма выписки, комплектность документов, параметры разрешения сканированной фотографии, глубина цвета, размер видеоролика, степень и метод компрессии изображения и т.д. Столь же четко должен быть регламентирован порядок подготовки материалов. Например, на рентгенограмме, в отличие от художественного снимка, нельзя "наводить красоту" компьютерными методами.

Консультация, которая проводится по инициативе лечащего врача, для пациента должна быть бесплатной. Но реально ему приходится полностью оплачивать и работу консультанта, и интернет-траффик, и амортизацию оборудования - услуга телеконсультации не входит в реестр услуг системы обязательного медицинского страхования. Одним из перспективных направлений развития телемедицины считается организация телеконсультаций по программе добровольного медицинского страхования. Телемедицина дает право выбора - довольствоваться диагнозом лечащего врача или иметь возможность (часто за доплату) проконсультироваться с более знающим коллегой.

Защита от взлома

Медицинская информация нуждается в защите не меньше коммерческих секретов. Нельзя допустить, чтобы хакеры торговали фотографиями ягодиц знаменитого пациента до и после косметической операции. Нельзя дать хакеру возможность подменить документы на сервере или от имени врача назначить лечение.

Способы надежной защиты электронных документов от фальсификации существуют. Один из них - так называемая цифровая подпись, не разрушив которую нельзя изменить или подменить документ. Проблема в том, что очень немногие врачи владеют сегодня этой технологией.