Страсти вокруг генетически модифицированных растенийШум вокруг генетически модифицированных растений сравним разве что с проблемой клонирования. "Зеленые" поспешили объявить их "пищей Франкенштейна", а вегетарианцы и того мрачнее - "каннибализмом 21 века". Что же на самом деле произрастает в огородах генетиков, а главное - зачем? 


Питание и здоровье

Проблема питания является основной для полноценного развития детей и поддержания хорошего самочувствия взрослых, долголетия и высокой работоспособности. Любое нарушение принципов сбалансированного питания грозит потерей здоровья, порою жизни. Ежегодно в мире от недоедания, белково-калорийной недостаточности умирают 15 млн человек. В развитых странах, как ни парадоксально, начало 21 столетия также охарактеризовалось кризисом питания. С одной стороны, избыточная по калорийности еда и резкое сокращение энерготрат. А с другой - дефицит микронутриентов (витамины, микроэлементы), восполнить который за счет традиционных продуктов невозможно.

В России 55% людей старше 30 лет имеют избыточный вес и ожирение. 14% детей - малый вес, недополучают белки, жиры, углеводы. 3-4% взрослого населения из-за недоедания также имеют дефицит веса, иных антропометрических показателей. За последние 20 лет мы стали значительно меньше потреблять мясопродуктов, молока, рыбы, яиц. Это увеличило число лиц, особенно среди малоимущих и пожилых, недостаточно получающих полноценный белок, кальций. Это приводит к нарушению обменных процессов, развитию остеопороза, к другим печальным последствиям.

Именно эта критическая ситуация и послужила принятию Правительством РФ "Концепции государственной политики в области здорового питания" как рычага, улучшающего коренным образом здоровье нации. В концепции определен целый ряд приоритетов - вопросы детского питания, ликвидация дефицита микронутриентов, белка, безопасность пищи, образование населения. Но главное в решении проблемы улучшения структуры питания - увеличение ресурсов продовольственного сырья и самих продуктов. Скоро без генетически улучшенных растений и животных сделать это будет затруднительно.

Выращивание ряда трансгенных культур оказалось очень эффективным. Налажены крупномасштабные производства картофеля, рапса, томатов, кукурузы, хлопка, сои. Вроде бы перспектива радужная. Генетики уверяют в экологичности и пищевой безопасности таких культур. Однако медики в отношении генетических продуктов консервативны: если, не дай Бог, будут выявлены последствия, они окажутся непредсказуемыми.

Чего мы боимся?

Прежде всего, фундаментальных изменений в новых продуктах. Это снижение пищевой ценности, изменения химического состава, ухудшение потребительских свойств. Генные модификации могут запустить новые аллергические проявления на синтезированные компоненты. Не исключено образование опасных соединений с токсичными, канцерогенными, мутагенными свойствами.

Ученые мужи должны иметь адекватную систему оценки трансгенной продукции. Мало доказать, что ген очень узко меняет фактически одну молекулу из миллиона в составе данного продукта. Важно показать, что не меняются его свойства и не приобретаются опасные новые. Мало констатировать, что ген закреплен, важно, чтобы он не исчезал и передавался из поколения в поколение. Модификации делают генетики и биотехнологи, получая блестящие результаты. А дальше целый ряд исследований должны провести медики. Кстати, Российские технологии позволяют оценить большинство рисков.

Создание трансгенных растений, животных требует большой тщательности и высокой культуры, поскольку перенесение свойств, уже не регулируемых человеком, может привести и к каким-то экологическим последствиям. Скажем, иногда растения дают перекрестное опыление, что увеличивает вероятность незаданных явлений в окружающей среде. Но это уже самостоятельная проблема, не имеющая ничего общего с медицинской экологией, оценивающей качество пищи и ее безопасность для здоровья человека.

Финансовый вопрос

Когда разгораются страсти вокруг модифицированных генетически растений, люди забывают, что селекционеры, скрещивая два растения или два животных "традиционными способами", вмешиваются в природу. Но на уровне других технологий.

Во многом дебаты подогреваются интересами противоборствующих корпораций. Скажем, разработала компания инсектицид, пестицид против колорадского жука. Трансгенный картофель, устойчивый к прожорливому жуку, становится конкурирующим продуктом. Зная недоверие людей к генетически модифицированной пище, достаточно пустить слух об отравлении где-то модифицированным картофелем, чтобы нанести конкурентам серьезный удар. Не понимая всех хитросплетений бизнеса, люди начинают волноваться и протестовать против якобы опасного нового. А к нам уже искаженная информация поступает как истина в последней инстанции. Вот почему необходимо объяснить с научной, а не коммерческой точки зрения сильные и слабые стороны новых биотехнологий.