Память – психическая функция, а также вид умственной деятельности, направленная на сохранение, воспроизведение и накопление получаемой информации, а также на неоднократное использование полученной информации для организации деятельности.
Нарушение памяти
Существует несколько причин нарушений памяти:
- Стресс.
- Заболевания нервной системы, такие как менингит, болезнь Альцгеймера, энцефалит, болезнь Паркинсона.
- Врожденные и наследственные причины.
- Психические заболевания, такие депрессии, невроз, шизофрения.
- Травмы головы.
- Наркомания и алкоголизм.
- Соматические заболевания, которые приводящие к нарушению кровообращения в мозге из-за повреждения мелких или крупных сосудов. Например, диабет, патология щитовидки, атеросклероз, гипертония.
Методы диагностики
Существуют множественные методы диагностики, которые применяются и в прикладной и в общей психологии.
Диагностика слуховой и зрительной памяти
Данный метод основан на исследовании зрительной памяти и для его осуществления используют две серии карточек с картинками (по 30 шт. в каждой серии), где изображены различные определенные предметы.
Проведение процедуры:
Берут первую стопку карточек и показывают их пациентам с интервалов в 2 сек. После показа всех картинок делают 10-секундный перерыв и проверяют, какие и сколько картинок запомнил пациент. Картинки разрешено называть в хаотичном порядке. Результаты записываются, а затем подсчитывается процент верных ответов. Вторую кучку картинок показывают в другой раз на таких же условиях.
Если результаты диагностики выявились весьма разными, при этом исключен внешний фактор, то тогда речь идет о нестабильности мнестической функции и о плохой концентрации внимания.
Слуховую память исследуют аналогично, только в этом случае не показывают, а произносят вслух заранее подготовленные серии слов с интервалом в 2 сек. Серии слов показывают в разные дни. Результаты подсчитывают.
Для взрослых 100% памятью считается показатель при верном указании 18-20 картинок и 20-22 слов.
Метод запоминания
1. Запоминание искусственных слов.
Это означает, что пациенту предоставляют 10 звукосочетаний двусложного типа, не имеющих смысловой нагрузки (например, слова сига, ролам, вакар). Пациент должен повторить столько слов, сколько запомнил. Затем врач повторяет слова и предлагает опять их повторить произвольно. Если человек здоров, то он полностью повторит слова после 5-7 повторения этих слов врачом.
2. Запоминание слов без смыслового соотношения.
Берется 10 двусложных слов, между которыми нельзя установить смысловую связь и прочитываются обследуемому. Он должен их полностью повторить после 2-4 повторений врачом. Спустя 20-30 минут пациенту опять предлагают повторить ряд слов. Правильные и неверные ответы записываются. В результате этого метода врач выявляет уровень внимания пациента.
Исследование ассоциативной памяти
Данный метод диагностики памяти выполняется так.
Подготавливают 10 пар слов, между которыми легко можно установить связь (н-р, река – море). Слова зачитываются пациенту сначала парами, разделяя их паузами. Затем читают только первое слово, а пациент должен повторить второе. Здоровый человек практически сразу выдает правильные ответы. В крайнем случае, после второго повторения. Данный метод позволяет не только диагностировать уровень запоминания, но и уровень логической памяти.
Метод опосредованного запоминания
На стол кладут 20-30 рисунков. Пациенту зачитывают 10-15 слов и для их легкого запоминания предлагают подобрать к ним карточку с рисунком, установив связь между ними и аргументировать свой выбор. Этот метод в некоторой степени позволяет говорить не только о логическом мышлении обследуемого, его интеллектуальном уровне, но и о степени адекватности. Потому что слабоумный человек не в состоянии будет выполнить такое задание.
Память – это активная деятельность мозга. Разные участки мозга отвечают за разную память. Нарушение памяти свидетельствует о сбое в мозге, а диагностика памяти позволяет выявить область и степень повреждения мозга.
Отзывы