Заикание часто образуется у детей возрастом 2-5 лет. В данный временной отрезок большинство функций организма человека (пищеварение, дыхание, слух, зрение и пр.) уже были сформированы в достаточной степени. В сравнении с ними функция речи образуется самой последней. Именно из-за того, что речевая функция не сформировалась и является неидеальной, возможен ее сбой. Помимо этого, в то же время быстро растет и сексуальность ребенка.
Была подмечена определенная связь между нестандартным развитием и образованием заикания в эту минуту. Отдельные ученые полагают, что как раз в это время происходит становление сложных связей внутри мозга. Если в данном возрасте есть раннее повреждение головного мозга, то имеется достаточно большая вероятность образования заикания у детей. Согласно нашим наблюдениям, в последнее время заикание стало существенно «моложе», куда чаще в клиники обращаются родители со своими детьми, которые начали заикаться в возрасте до двух лет. Была замечена связь между применением соски и заиканием. У большинства детей, которые в младенчестве долгое время использовали соску, образуется ухудшения произношения звуков, сопровождающееся заиканием. Вдобавок, дефект начинает быстро прогрессировать. Тяжелые формы заикания в прошлом встречались только у подростков в возрасте 15-16 лет, а сегодня они замечены также и у трехлетних детей. Также намечается еще одна тенденция: значительный рост числа заикающихся девочек.
Заикание начинается не у каждого, а только у ранимых, невротически ослабленных, эмоциональных, восприимчивых, расположенных к болезням нервов и невротическим состояниям детей. Большинство специалистов называют образно их «детьми, не имеющими кожи», пытаясь продемонстрировать исключительную расположенность последних, однако более точный термин – невротики. Для таких детей свойственными являются все расстройства, которые присущи классу или блоку заболеваний, к которым можно отнести и заикание.
Испуг
Заикание практически никогда не образуется самостоятельно. Всегда имеется причина образования или механизм пуска.
Ранее чаще всего подобным механизмом являлся испуг (ребенок внезапно пугался появившейся собаки, неожиданно появившегося отца из-за угла, который пытается его «развеселить»). На сегодня мы можем наблюдать испуг от очень громкого салюта, ужасной маски на новогоднем торжестве, мультфильма либо фильма ужасов, морских волн и пр. Один наш пациент в возрасте пяти лет начал заикаться в результате своего катания на аттракционе «Крутые горки», он поведал о причине образования дефекта: «Было настолько страшно, что даже отец испугался». Встречается также заикание из-за испуга, который был получен при нападении на семью вооруженной группы бандитов.
В качестве необязательного пускового механизма заикания часто выступает испуг, бывают и психотравмирующие случаи, которые могут привести к болезни.
Развод родителей.
Еще одна частая причина возникновения невротического заикания – развод родителей. Дети оказываются вовлечены в конфликт семьи, могут слышать шумные переговоры по этой теме, принимать непосредственное участие к ссорах. Родители полагают, что ребенок обязан знать все, однако не помнят при этом, что из-за возраста он не в состоянии понять произошедшее.
В результате – ухудшение речи и чувство неуверенности в себе, незащищенности, ненужности ни матери, ни отцу.
Довольно часто заикание формируется у ребенка по причине ревности, когда в семье появляется сестра или младший брат. Он думает, что сейчас вся материнская любовь направляется только малышу, а он теперь совсем один, брошенный без заботы и внимания. Часто родители не располагают временем, чтобы сесть, поговорить с ним, по сути, и попытаться разобраться в ситуации.
Подражание.
Причина заикания может состоять в подражании заикающемуся ребенку либо взрослому. К примеру, в логопедической группе детского сада в Подмосковье в сентябре был заикающийся ребенок, а в мае их насчитывалось уже четверо.
К большому сожалению, дети иногда копируют не положительный, а отрицательный стереотип печи. Подражание в особенности опасно тем, что позаимствованное заикание часто намного тяжелее «образцового» и хуже корректируется.
Переучивание левшей.
Возникновение невротического заикания возможно у левшей, которых пытаются переучить. В такой ситуации взрослые, сами не подозревая о том, ставят ребенка в непрерывное травмирующее положение. При навязывании левше правой руки, они искусственным образом сменяют доминирующее в движениях полушарие мозга, принуждая работать левое вместо правого.
Невзирая на то, что уже много написано хороших книг по данной тематике, мы регулярно сталкиваемся с ситуациями, когда воспитатели, родители вместе с учителями вызывают образование заикания у левшей, принуждая их использовать правую руку.
Перенапряжение информацией.
Часто заикание бывает у детей, перенапряженных ненужной информацией, которые слишком много времени тратят у компьютера, телевизора. Ребенок находится под влиянием всех вероятных информационных полей, которые вступают в сопротивление как друг с другом, так и с лабильной детской психикой.
Пример.
Теперь представьте ситуацию: трехлетний ребенок находится у телевизора, он разговаривает с мамой, пытается собрать конструктор и одновременно кушать. Эта кроха находится в четырех информационных полях одновременно: в поле мамы (ведь он должен реагировать на ее слова), телевизора, конструктора и процесса питания. В данном возрасте ребенок не понимает, почему он захотел спать, плакать или выполнять какие-либо необычные телодвижения – таким образом, проявляется сопротивление информационных полей.
Родители не могут понять, что ребенок не в состоянии выборочно отключиться от информации, подобно взрослому, и в итоге впитывает ее полностью. Мозг перегружается от несоответствующей возрасту информации, а в итоге это – причина возникновения речевых нарушений. Если бы ребенок был не нервным, данный случай вполне мог бы разрешиться безопасным путем, но данная ситуация не такая.
Отзывы