В чем причина агрессии.
Рождение братика или сестрички – настоящий переворот для первенца любого возраста. Для родителей это огромная радость. Но что чувствует старший ребенок? Для него это всегда резкое, непредвиденное событие. Нужно будет делиться своим жизненным пространством, своими игрушками, а главное – родительской любовью. Прежде всего, не стоит относиться к подобному поведению как к чему-то аномальному. В подобной ситуации ревность вполне естественна. Она возникает оттого, что ребенок любит. Если он не способен любить, то не будет проявлять и ревности. Но ревность ни за что не предполагает агрессию! Думать, что агрессия – это нормально, просто нельзя!
Отчего же некогда послушный и адекватный ребенок вдруг проявляет агрессивное поведение? Пока он был единственным, он был полновластным хозяином родительского внимания, родители играли только с ним, занимались его развитием, уделяли ему массу времени, он был центром вселенной своей и получал все. С рождением маленького часто старший ребенок отодвигается на второстепенный план со словами «Ты старший, ты уже и сам все можешь». В таком случае ребенок становится или замкнутым, или агрессивным, или у него может проявиться совершенно неадекватная ревность к младшему. Вообще ревность, если она нормальная, довольно естественна. Неадекватное же поведение ребенка проявляется в форме агрессии по отношению к малышу, вранье или агрессии, направленной на себя.
Как только старший ребенок после рождения младшего утрачивает родительское внимание, он думает, что, видимо, он был каким-то не таким (некрасивым, непослушным, неумным, плохим), раз мама и папа родили вместо него второго. Вот он появился, все возятся с ним, считают его замечательным. У ребенка развивается неуверенность в себе. Он начинает впадать в депрессивное состояние, превращается в нытика, капризного, неуправляемого хулигана.
Каковы ошибки родителей.
1. Слишком малая разница в возрасте. Если к моменту рождения малыша старшему ребенку нет еще и 3 лет, он не может справиться с тем, что с ним происходит. Он также еще не в состоянии понять, например, что мама устает, он не способен выполнять возложенные на него требования (не говорить громко, не трогать маленького);
2. Недостаток внимания со стороны родителей, мотивация «ты сам все можешь»;
3. Повышенные требования. После появления младшего ребенка начинает резко возрастать количество притязаний и требований к старшему. Если раньше он мог буквально «стоять на голове», и при этом все умилялись, то сейчас ему уже запрещается это делать. «Нельзя» должно быть разумным и в оптимальных количествах (нельзя то, что нельзя всегда). Не стоит нагружать старшего ребенка ответственностью, делать из него няньку для младшего;
4. Состояние эмоционального игнорирования со стороны мамы. При появлении малыша мама, постоянно уставшая, может сорваться в адрес старшего. Чтобы этого не произошло, мама предпочитает просто игнорировать ребенка, что для него крайне болезненно.
5. Страдает развитие интеллекта старшего ребенка. Сначала в первенца все вкладывалось по максимуму, но с появлением второго ребенка времени не хватает, и интеллектуальным развитием старшего перестают активно заниматься. При этом родителями совершается тройная ошибка, если в ребенка сначала вкладывалось очень много, а потом все резко прекратилось. Ребенок это воспринимает как очень сильную травму. Такое резкое прекращение интеллектуальных упражнений приводит к тому, что ребенок мигом забывает все, что знал. Позже ему придется все начинать с нуля. При этом у него пропадает желание вообще делать что-либо дальше, чему-то учиться. Из таких детей часто вырастают люди, которые по жизни хватаются за все подряд, но ни в чем себя толком не находят, ни на чем надолго не останавливаются.
Как правильно вести себя родителям.
1. Разница между детьми не должна быть, по возможности, меньше 3-4 лет. В таком возрасте, даже если ребенок не сможет объяснить свои негативные ощущения, он по крайней мере может их адекватно проявить. Также он уже может посочувствовать маме, ему уже можно объяснить, что он старший и может больше;
2. Нужно обязательно готовить старшего ребенка к появлению малыша;
3. Уделяйте одинаково внимания, как к младшему, так и к старшему ребенку. Если мама не может физически заниматься старшим, это должны по очереди делать папа, дедушка, бабушка и т. д.
3. Ставьте акцент на то, что ребенок старший может больше, но не требуйте. Пусть это будет бонусом к сложившемуся положению. Скажите, например: «Ты сам уже можешь пойти с бабушкой в цирк, а маленький не может», «Ты можешь смотреть с папой хоккей» и т. д.
4. Если старшему вдруг захочется побыть «малышом», предоставьте ему эту возможность. Он иногда может начать вести себя как маленький. Отнеситесь к этому спокойно и с пониманием. Обычно это не длится дольше 1-2 месяцев;
5. Старайтесь объединить детей. Если показать старшему, что он может чему-то научить маленького, а маленькому, что старший может многое ему дать, то они станут дружнее;
6. Не нужно менять привычки и традиции первенца, которые были у него до рождения малыша. Например, если старшему читали на ночь книжки и пели песенки, то так должно продолжаться и дальше, после рождения сестрички или братика;
7. Нельзя ни в коем случае забирать вещи старшего и занимать его территорию, особенно когда разница между детьми меньше 5 лет. Если первенец еще спит в маленькой кроватке, а вы уже решили отдать ее новорожденному, то начните «переселять» ребенка в другую кровать еще в начале беременности. Также нельзя отбирать игрушки старшего ребенка и отдавать их младшему.
По последним исследованиям старший ребенок, как правило, умнее и развитее остальных. Если же в семье есть средний ребенок, а старший умирает, то средний становится в последствие умнее. Есть две версии, почему так получается:
· родители обычно больше вкладывают в развитие старшего ребенка;
· так изначально заложено природой, что первенец должен быть сильнее и умнее.
Отзывы