Первая модель воспитания – «Отдадим ребенка профессионалам».
Как это выглядит.
Жизнь семьи зависит от специалистов, которые обеспечивают родителям поддержку, а часто – и подменяют их. Няни знают об особенностях развития детей лучше, чем родители.
Чем она может быть опасна?
Последствия данной модели воспитания очевидны – потеря родительской осведомленности о внешней и внутренней жизни ребенка, эмоционального контакта, который является основой взаимопонимания и управления ребенком в любом возрасте.
Как справляться с проблемами?
Любой посредник, который включается в жизнь семьи, должен находиться в сотрудничестве с родителями. Для этого нужно создать ясные формализованные условия всякого сотрудничества, с четкими определенными границами взаимодействия.
Вторая модель воспитания – «Он должен».
Как это выглядит.
Бесконечная гонка по репетиторам, клубам, секциям, курсам. В такой семье существует строгий распорядок и программа достижений, на несколько лет вперед. Любая заминка воспринимается как проблема, которая вызывает тревогу и растерянность родителей. У детей, как правило, отсутствуют бесполезное дуракаваляние, «пустая мечтательность», игра с «простыми» соседскими детьми. Связь родителей с ребенком настолько интенсивна, что теряется и исключается связь ребенка с ровесниками.
Чем это может быть опасно?
Очень часто это приводит к следующему результату: успехи, которые наращивались многолетними усилиями, разрушаются при первом жизненном кризисе ребенка. Это происходит в том случае, если успехи не нанизаны на основу принятия и базовой любви, если не сформирована способность воспринимать себя и окружающих реалистично.
Как справляться с проблемами?
Необходимо провести на разных уровнях специальную работу, по разведению воспитательных целей данной семьи.
Третья модель воспитания – «Духовное, и только... ".
Как это выглядит.
Семья, которая исповедует эту модель воспитания, видит свою задачу, в том, чтобы заложить прочный фундамент «подлинных смыслов и ценностей», довольно жестко контролируя качество при этом духовной пищи.
Чем она может быть опасна?
Проблема возникает тогда, когда принципы такой семьи жестко противопоставляются окружающим. В некотором смысле в семье начинается хаос. Именно поэтому очень часто возникают в детско-родительских отношениях разрывы.
Как справляться с проблемой?
Семья должна создать определенную воспитательную среду, кроме этого позволить ребенку заложить основу тому, что впоследствии станет его собственной жизненной задачей.
А для этого нужно наладить нормальный взаимообмен семьи с окружающим миром, чтобы дети смогли обрести способность выживать в среде «большого мира».
Четвертая модель воспитания – «Ему можно все».
Как это выглядит.
Родители в такой семье близко к сердцу приняли идею «не навреди». Ребенок для них – сама ценность. За любым проявлением ребенка видятся мощные творческие проявления. Любой каприз ребенка – это проявление характера и самобытности. Ради этого родители жертвуют не и собственным элементарным комфортом, а очень часто и здравым смыслом.
Чем может быть опасна эта модель воспитаня?
Данная модель с определенного возраста ребенка блокирует возможность решить немаловажную задачу, а именно подготовку ребенка к социальному существованию в будущем. Сложности очевидны – у таких детей низкая готовность к социальному взаимодействию, умению выживать и адаптироваться в конкурентных условиях.
Как справляться с проблемой такого семейного воспитания?
Родители должны получить не травмирующие и разумные средства управления ребенком. С помощью, которых, они бы правильно смогли контролировать поведение своего ребенка.
Пятая модель воспитания – «Патриархальная модель воспитания» (Ребенку нужна мать!... и иногда отец).
Основная особенность семьи – воспитанием ребенка занимается мать. Для этого типа воспитания характерно то, что муж не является равноправным его участником, а является авторитетом для ребенка и для жены.
Чем это опасно?
Неэффективной эта модель становится тогда, когда нарушается супружеская иерарихия, дисгармоничные отношения супругов и внутреннее неблагополучие матери.
Как справляться с проблемой?
В этом случае главное найти более комфортную семейную модель, которая бы отражала интересы обоих супругов и распределила функций. Необходимо усилить супружескую систему и преодолеть существующие коалиции ребенка с матерью, взамен должна возникнуть родительская полноценная система управления.
Шестая модель воспитания – «Бабушка – это все».
Как это выглядит.
Бабушке переданы все основные обязанности по уходу за ребенком. Она ребенка кормит, гуляет с ним, играет по мере своих сил, забирает его из школы, уроки проверяет, развозит по различным кружкам и занятиям. Ребенок может жить у бабушки всю неделю, а на выходных видеться с родителями. Иногда ребенка отправляют к бабушке на несколько лет, пока родители решают свои семейные трудности.
Чем это может быть опасно?
Конечно, контакт с бабушкой является ценным эмоциональным и развивающим опытом для детей. Но если бабушка чрезмерно включается в жизнь семьи, то это приводит к нарушению детско-родительской иерархии. Так как для бабушки нынешние родители – это просто дети. Так как нарушается нормальная иерархическая структура, поэтому периодические попытки родителей взять власть в свои руки бывают неудачны.
Как справляться с проблемами?
У решения данной проблемы существует социальный аспект. Психологическая работа предполагает восстановление родителями своей стратегической власти. Для этого необходимо, чтобы родители овладели навыками управления ребенком, которые у них отсутствуют, и поддерживали с ним эмоциональный контакт.
Отзывы