Мы много читаем детям вслух, даже когда они умеют читать, но не справляются с чтением книги. Не надо делать из книги скучного знакомого, от которого ребенок хочет как можно скорее избавиться. Как не убить в ребенке читателя? Как привить ребенку любовь к чтению? Эти вопросы, наверное, интересуют многих родителей. Попытаемся разобраться.
Читай! Люби! Мечтай! - Эти глаголы не терпят повелительного наклонения, - заметил в своей книге "Как роман" Даниэль Пеннак. "Иди наверх в свою комнату и читай! " - Это не имеет никакого эффекта. Но может быть и хуже: "Пока не прочитаешь книги - не пустим к телевизору". Это момент, когда сами родители ставят телевидение на сторону наград и удовольствий, а книгу - на сторону надоедливых обязанностей. Но маленькие дети могут серьезно наскучить, когда просят прочесть им в двухсотый раз какого-нибудь "Олененка" или "Золушку". Это часть вечернего ритуала перед сном.
Но почему наступает кризисный момент, поворотный пункт, и вдруг книжка буквально становится ребенку костью в горле. Он сидит с ней мучительно одиноко, и все ему кажется неинтересным. И он идеально маскируется, мысленно находясь в местах, известных только ему. Таким образом невозможно привить ребенку любовь к чтению.
Книга – это святыня
На книгу нельзя ставить чай, загибать ей уголки, и сушить в ней листья? Каков ее статус в гимназиях? Мы спросили у нескольких подростков, читают ли они в коридорах книги, или это нормально, когда из кармана пальто торчит роман Достоевского или хотя бы Стивена Кинга. И почему читать романы - это стыдно? А поэзия? Старая тетка в кружеве, явно старомодная, что-то бормочет на непонятном диалекте какие-то великие слова: Бог, Честь, Отечество. Чтение (и уроки) поэзии не должны, не смотря на очевидность, начинаться с средневековых, барочных, ренессансных текстов, в которых дети не имеют инструментов, таких как: эрудиция, знание архаизмов, способности интерпретировать текст и прежде всего - уверенности в себе. А может, начнем в обратном порядке, от самых современных произведений - стихов поколения, которое только становится взрослым?
Чтобы показать детям, что поэзия говорит на их языке, что не ставит препятствий, может быть современной, актуальной, рассказывать об их проблемах. Что она открыта к языку интернета, новых технологий, что она знает, что такое Facebook, что она прекрасно усваивает коды поп-культуры.
Свобода в процессе чтения
Психологи, изучающие взаимоотношения детей с книгой, подчеркивают значение свободы в процессе чтения. Искусство не терпит правил. Мы не хотим, чтобы нам некий цензор приказывал, с какого расстояния и с какого места мы должны смотреть на картину. То же касается и книг. Ведь существуют незыблемые права читателя: право на нечтение, право перепрыгивать через страницы, право на недочтение книги, право на прочтение ее снова, право на чтение всего, что угодно, где угодно, про себя, вслух. Дети выбирают собственные пути контакта с книгой. Они являются маленькими исследователями, которые любят менять маршруты, иногда им все быстро надоедает, а иногда они хотят пройтись проторенной дорогой. Во всяком случае, что это значит, что книга является прочитанной, причисленной, "разработанной"?
В своем эссе "Как говорить о книгах, которых вы не читали? " Пьер Баярд утверждает, что мы все, в первую очередь, являемся не читателями - беря в руки одну книгу, мы отбрасываем многие другие. И как классифицировать книгу, которую мы (давно) прочитали, но (уже) забыли? Или ту, которую мы только перевернули? Или ту, которой мы даже не коснулись, но знаем много о ней из других источников? Будем толерантными учителями наших детей. Читаем им много вслух, даже когда они умеют читать, но не справляются с чтением книги. Не надо делать из книги скучного знакомого, от которого ребенок хочет как можно скорее избавиться. Не надо делать из книги старомодную тетку-литератора, но, прежде всего, никогда не надо делать из книги наказания. Свобода ребенка в процессе чтения будет способствовать привитию любви к чтению.
Отзывы