Каждый человек в своей повседневной жизни подчиняется каким-либо стандартам и нормам, в это число входят также ограничения и запреты. Одни продиктованы на основе моральных норм и законов, а другие особенностями здоровья и соображениями безопасности. Приходит момент, когда ребенок начинает постигать в обществе эту премудрость жизни. Итак, требования и запреты в семейном воспитании детей - тема разговора на сегодня.
Это очень не простой период жизни ребенка, он теперь очень часто от старших слышит слово "нельзя", а если вдруг ослушается, может даже по попе получить. Если родители в этот непростой период ведут себя не последовательно, то он еще более осложняется, например, сегодня разрешают, а завтра запрещают. Малыш также не понимает, почему старшей сестре или брату можно, родителям можно, а ему "нельзя".
Ребенок, как умеет, пытается протестовать: не слушается, капризничает, ломает игрушки – такова детская психология... В этом случае необходимо найти золотую середину, чтобы не допустить вседозволенность и чтобы не сломать формирующуюся личность, излишней строгостью. Для этого нужно учесть некоторые важные моменты в семейном воспитании ребенка.
Запреты должны распространяться на всех членов семьи. Например, всем нельзя в розетку совать палец, потому что это для жизни очень опасно. Запреты требуют неукоснительного выполнения, они предельно строги. Если все будут соблюдать запреты, то это будет говорить о том, что ребенок полноправный член семьи, как близкие люди.
Во избежание сложностей ограничения должны распространяться в конкретный период времени на конкретного человека и требовать точного выполнения. К примеру, папа умеет включать газ на плите, пользоваться острым ножом, поэтому он может это делать. Ребенок еще не умеет этого делать, поэтому для него эти предметы находятся в строгом ограничении.
Но запреты и требования не должны исключать возможности познания: малыш должен знать, как работают взрослые с каким-либо опасным предметом. Покажите ребенку, как хорошо острый нож отрезает хлебушек, и объясните при этом, что можно порезаться ножом и будет больно. Ребенок должен верить и знать, что в отличие от запретов, ограничения это временные "нельзя", так как для него это очень важно.
Список требований и запретов не должен быть большим. Если вы будете очень часто говорить малышу: "Это не бери, то не трогай, это не для тебя, это опасно, вряд ли он будет мириться с этим. Он тайком будет брать нож, спички, вставлять вилки в розетки, для того чтобы исправить в доме свое положение. Если разобраться, взрослые сами провоцируют своих детей подвергаться опасностям. Кроме этого, если взрослые постоянно прибегают к запретам, тем самым они создают вокруг своего малыша "опасное пространство". В этом пространстве ребенок не сможет нормально развиваться и расти. У ребенка могут появиться психологические комплексы, если он постоянно будет пребывать в стрессовой ситуации и ощущать страх.
Во избежание этого, сведите до разумного минимума количество ограничений и запретов. Если вам трудно, тогда все запреты и ограничения на листе бумаги, и разделите их на три части:
- Ради безопасности ребенка.
- Ради сохранения семейного имущества.
- Ограничения, которые продиктованы стремлением взрослых чувствовать себя спокойнее, свободнее, увереннее.
Первый пункт - это минимум "нельзя", соблюдения которого нужно добиваться от ребенка.
По второму пункту ваш жизненный опыт должен подсказать, как малыша нейтрализовать, чтобы он вдруг не разбил вазочку, со стола не стянул монитор компьютера, на пол не вывалил все белье из шкафа и т. д. Шкафы запирайте на ключ, ключ убирайте. Если нет замков, подойдет скотч или простая веревочка. Духи, вазочку, косметику и прочие, необходимо временно убрать с глаз. И так далее. Тем самым вы убережете ребенка от опасностей и травм и при этом сократите количество строгих запретов и ограничений. Никогда не оставляйте в доступных местах для ребенка все режущие и колющие предметы, зажигалки, спички, лекарства, уксус, бытовую химию и пр. чайник кипятите на дальней горелке. Погладили, утюг убирайте подальше от греха.
Если говорить о третьем пункте, то, безусловно, взрослые имеют право на спокойный отдых, личную жизнь, свободное время, даже, несмотря на то, что ребенок пытается заполнить собой все жизненное пространство. Но существует такая истина: свобода одного, это есть ограничение свободы другого. Например, вы смотрите любимый сериал и требуете от ребенка тишины, вряд ли он сочтет это справедливым. Но если уставшая мама легла поспать на часок, в этом случае ребенку нужно объяснить, что пока шуметь нельзя.
Необходимо постепенно вводить для ребенка требования и запреты, в день не более одного. И это следует делать именно тогда, когда ребенок начал проявлять интерес. К примеру, его очень заинтересовала розетка — расскажите ребенку о том, что в ней живет ток, и он очень не любит, когда суют пальчики в его норку, ток может "укусить". Если ребенок обратил свое внимание на газовую плиту, значит пришло время рассказывать об опасности огня и газа. Не нужно пугать ребенка, говорите ему только о реальных угрозах. Не скрывайте от ребенка, что он будет плакать, потому что это больно. Но не пугайте малыша уколами и врачами, потому что намучаетесь, если вдруг придется в будущем действительно делать инъекции. И не врите, что из розетки может вылезти кто-то страшный и унести в темный лес. Так как ребенок не только к розетке будет бояться подходить, но и в комнату входить.
Нужно избегать слова "нельзя" и частицы "не", в которых изначально идет негативный посыл. Кроме этого, мозг ребенка до определенного этапа не может воспринимать частицу "не" и мамины слова для него приобретают обратный смысл (вместо, "не лезь" — "лезь", "не бери" — "бери" и т. д. ).
Лучше заменяйте их иными оборотами. Например, выражение "плиту нельзя трогать" замените на "плиту трогать опасно", а "на стол не лезь, упадешь! " замените на "если ты залезешь на высокий стол, ты можешь упасть с него! ". Кроме этого, не настраивайте ребенка на негативное развитие событий. Потому как утверждения "ударишься, упадешь, разобьешься и т. д. " практически уже говорят о факте, которому осталось только сбыться.
Если ребенок будет жить в густой сети ограничений и запретов, это пользы никакой не принесет. Согласно детской психологии, запреты и требования могут развить у ребенка очень много комплексов, а также они напрочь могут уничтожить его, как личность. Чтобы сохранить здоровье ребенка, а также ощущение радости и счастья, постарайтесь найти золотую середину.
Отзывы